Мотивация персонала: опять про это….
Если вы стали замечать, что некоторые сотрудники грубят коллегам, нелестно отзываются о клиентах и партнерах, заводят разговоры об увольнении, часто болеют, опаздывают на работу, выглядят усталыми и раздраженными, а в коллективе все чаще слышны обвинения в адрес руководства или друг друга, не сомневайтесь это — профессиональное выгорание. Мотивация персонала под вопросом.
По данным американского Национального института проблем здоровья и профессиональной безопасности (NIOSH), 35 миллионов населения земного шара страдают клинической формой синдрома хронической усталости. Что сказывается на мотивации персонала.
Чаще всего этому заболеванию подвержены сотрудники, которые большую часть времени уделяют работе с людьми (клиентами, сотрудниками своей организации, покупателями, пациентами, учащимися, детьми, населением в целом, и т.д.) Более того, симптомы этого заболевания наблюдаются среди членов семей таких людей, что наводит на мысль о вирусной форме этой «инфекции», которая очень снижает мотивацию персонала в бизнесе.
Синдром хронической усталости, связанный со стрессами и перегрузками в профессиональной деятельности, еще называют профессиональным выгоранием. Впервые термин «выгорание» ввел американский психиатр Х. Фреденберг в 1974 году. Под выгоранием он подразумевал эмоциональное и физическое истощение, потерю мотивации к достижению профессиональных и жизненных целей.
Что вызывает профессиональное выгорание? И почему мотивация персонала очень важна для достижений в бизнесе?
Причиной профессионального выгорания является хронический продолжительный стресс средней интенсивности. Он, как правило, обусловлен внешними и внутренними причинами.
К внешним причинам относят неверную организацию работы сотрудников:
- Большая профессиональная нагрузка. Переоценка возможностей специалиста, ошибки в планировании нагрузок и множественность поставленных задач, вызывает у человека длительное физическое и умственное напряжение: тревожность, фрустрацию, чувство безнадежности, сожаление о потере времени и сил, физическую усталость. И это очень сильно снижает мотивацию персонала.
- Слишком малая профессиональная нагрузка, не соответствующая возможностям специалиста, вызывает у него чувство сожаления о потерянном времени, беспокойство относительно своей ценности в организации. Так откуда тут мотивация персонала?
- Организационные стрессы связаны с влиянием на сотрудника особенностей организации, ее организационной культурой и взаимоотношениями в коллективе также плохо влияют на мотивацию персонала.
- Рабочие стрессы связанны с условиями и местом работы (например, работа в тесном или душном помещении, при наличии большого количества сотрудников в отделе подрывают всю мотивацию персонала).
- Профессиональные – связанны с видом деятельности человека (большое количество звонков по телефону, общение с большим количеством клиентов на протяжении всего рабочего дня, работа с маленькими детьми, пожилыми или тяжелобольными людьми и т.д.)
Все эти узнаваемые примеры способны сильнейшим образом повлиять на мотивацию персонала в компании.
К внутренним причинам профессионального выгорания относят индивидуально — психологические особенности человека: повышенная тревожность, склонность к замкнутости, эмоциональная чувствительность, долгое мысленное «пережевывание» конфликтных ситуаций, завышенные требования к себе, трудоголизм, неумение отключаться от рабочих проблем дома и т.д.
Важно отметить, что при правильной организации работы сотрудников личностные особенности человека меньше влияют на профессиональное выгорание. Так все шансы увеличить мотивацию персонала в бизнесе у нас есть.
Что делать для роста мотивации персонала?
Необходимо хорошо изучить проблему, методично и целенаправленно заниматься вопросами профилактики профессионального выгорания в своей организации.
Традиционно выделяют три вида профилактики: первичную, вторичную, третичную.
Первичная профилактика направлена на предупреждение возникновения выгорания. В центре внимания находятся все сотрудники организации. Основные задачи — определить группы риска, подверженные выгоранию, и организовать профилактические мероприятия по отношению к этим группам.
Вторичная профилактика проводится в отношении специалистов, которые уже испытывают признаки выгорания. Организуются мероприятия, направленные на уменьшение проявлений выгорания, облегчение и уменьшение симптомов. Задача – дать возможность осознать и принять проблему, восстановить личностные ресурсы и повысить мотивацию персонала.
Третичная профилактика направлена на реабилитацию специалистов с высокой степенью профессионального выгорания, предупреждение его последствий и рецидивов.
Важно отметить, что на профилактику синдрома выгорания влияет отлаженная система мотивации сотрудников. При правильном подходе удается поддерживать профессиональный настрой коллег на протяжении многих лет, сохраняя у них стремление достигать высоких результатов. Сигналами того, что в системе мотивации начинаются сбои, являются частые просьбы сотрудников о повышении должности, зарплаты либо увольнение специалистов.
Итак, профессиональное выгорание – это опасное явление для мотивации персонала! В случае «заболевания» одного сотрудника, «вирус» выгорания передается всему коллективу. Организацию будут лихорадить нарушение дисциплины, конфликты, частые перерывы в работе, жалобы на здоровье и плохое настроение, увольнения специалистов и текучесть кадров, что в свою очередь, влияет на имидж, стабильность и успешность организации. Чтобы не допустить этого печального явления, руководителям различных уровней, специалистам по работе с персоналом необходимо держать руку на пульсе организации, знать, что такое профессиональное выгорание, как его выявлять и как с ним справляться.
Для повышения мотивации персонала в своей компании Вы можете написать нам. И мы в кратчайшие сроки подберем для Вас нужное решение.
Читайте наш блог по развитию персонала и узнавайте новые методы мотивации персонала: https://activesales.by/blog/
Пишите на info@activesales.by или звоните по телефону: +375-29-605-30-32
Автор статьи: Маргарита Вересковская.